четверг, 14 ноября 2013 г.

Путь к мечте. Испытать радость или избежать боли?



Мы все знаем имена мотивационных спикеров и тренеров: Джек Кенфилд, Лиза Никольс, Николай Латанский и многие другие. Они делают замечательное дело: помогают людям достичь своей мечты. Для кого-то мотивация стремления к мечте срабатывает на 100% и это замечательно. Но вы знаете, также, что есть множество людей, которые побывав на тренинге ( или почитав соответствующую литературу) и  воодушевившись, еще какое-то время продолжают двигаться вперед, а потом начинают "буксовать". Я тоже отношусь к таким людям. Я ощущаю это состояние, как какую-то растерянность. И мыслей в голове вроде бы много, и делать что-то пытаешься, но никуда не движешься. Или движешься, но очень медленно.

Начинаю применять коучинговые техники. Упражнение «Результаты».
1. Вспомните 3  случая в своей жизни, когда вы были очень успешны. Запишите их.
2. Вспомните 3  случая в своей жизни, когда вы были не столь успешны. Запишите их.
3. Подумайте, на чем вы фокусировались, в каждом из этих случаев. Насколько четко вы видели свою цель?
И я отчетливо понимаю, что в тех случаях, где я была успешной, я всегда стремилась чего-то избежать: не быть больной, не быть в отстающих,  не остаться без денег и т.д. И вот именно тогда, когда я чего-то сильно боюсь, для того, чтобы исчез этот страх, я начинаю действовать. Страх – это очень сильная зона дискомфорта, из которой нужно выбираться любыми способами. И только после этого возникает вопрос: как я узнаю, что уже выбралась? Появляется цель. Даже не цель, а совершенно конкретный результат. Обыденный и вполне достижимый.
По статистике, для 70% людей, мотив испытать радость, увы, намного слабее мотива избежать боли. Как правило, люди идут не к чему-то, а от чего-то. Идут к врачу не для того, чтобы быть здоровым, а чтобы перестать испытывать боль.
Рассуждаю дальше. Что такое страх? По большому счету – это проявления базового инстинкта самосохранения, который защищает жизнь каждого человека. Стоп, но ведь моей жизни (в смысле, выживанию) ничего не угрожает. Почему же тогда я боюсь?
Давайте рассмотрим пирамиду Маслоу.  Это пирамида наших потребностей. Потребность – это состояние нужды в чем-либо, которое побуждает нас к действию. Потребности связаны с нашими инстинктами, потому что инстинкты тоже побуждают нас к действию. Есть базовые инстинкты (самосохранения и размножения), есть социальные (инстинкты свободы, альтруизма, сохранения рода, исследовательский, доминирования и сохранения достоинства).
Да, так вот о пирамиде. Где в ней живут наши страхи и  мой страх в том числе?
На первом этаже? Нет.
На втором? Тоже нет.
С третьим и четвертым этажом – уже сложнее. Если потребность в принадлежности, в основном, удовлетворена практически у всех, то с потребностью в любви возникают большие проблемы. Так же, как и с потребностью в уважении и признании. Имеется в виду не только уважение и любовь других людей, но и самоуважение и любовь к самому себе. Вот они, мои страхи. Я боюсь, что меня не будут любить, что я буду неуспешной, а, следовательно, не буду пользоваться признанием другими людьми моих заслуг. Вы все знаете, что окружающие люди относятся к вам так, как вы сами относитесь к себе. Как насчет того, чтобы любить, уважать и признавать СЕБЯ?
Мы отчаянно нуждаемся в любви, но, как ни странно, не любить себя, нам не страшно. Вы даже не представляете, сколько людей не могут произнести эти простые слова: «Я люблю себя». Когда я прошу их это сделать, они начинают плакать.
А я  люблю себя? А вы? И что такое любовь к себе?
На мой взгляд, любовь к себе – это принятие себя. Это ответ на вопрос: «Я дорожу сам собой?». Это просто разрешение себе быть таким, какой ты есть, со всеми своими достоинствами и недостатками. Это не выставление себе оценок «хорошо-плохо», нет. О самооценке мы поговорим позже. Это просто констатация факта: «Я есть, я существую. Да, я не идеален, как и все остальные люди. Но я – это я, удивительный, талантливый, уникальный. И никогда больше на этой планете не будет жить человек, точно такой же как я. И я люблю себя».
С точки зрения психологии, чувство любви к себе основывается на базовом  доверии к миру. А доверие (или недоверие) к миру начинает формироваться уже во время беременности, т.е. тогда, когда человек еще даже не родился. И потом в период младенчества. Оно не осознается (разве что под глубоким гипгозом).  Но это совершенно не означает того, что невозможно что-то изменить. Правда в том, что многие люди с самого детства буквально впитали, что можно любить себя лишь тогда, когда ты всё сделал правильно, когда ты достиг нужного, когда поступил так как надо. Но удивительная правда иная – чтобы была любовь необходимы не поступки или доказательства своего права на неё, необходима внутренняя СПОСОБНОСТЬ эту любовь проявлять.  К себе,  к другим, к жизни…
Вот несколько простых упражнений:
1.      Подойдите к зеркалу. Вспомните момент своей жизни, когда вы чувствовали нежность и любовь к другому человеку. Постарайтесь опять испытать эти эмоции. А теперь, глядя на себя в зеркало, искренне произнесите слова любви к самому себе. Делайте это упражнение хотя бы неделю подряд.
2.      Подумайте о человеке, который вас любит. Ответьте себе на вопрос: «Какие поступки этого человека дают мне уверенность в том, что он меня любит?». Ответы могут быть самые разные. Может, этот человек дарит вам подарки, может, старается исполнить все ваши желания, а, может, вы всегда уверенны, что он во всем вас одобряет и поддерживает? Что он делает? Делайте тоже самое по отношению к самому себе. Это ваш язык любви, и если вы будете говорить на этом языке с самим собой, подсознание послушно сформирует правило: «Я люблю самого себя». Дарите себе подарки, балуйте себя, хвалите за любую мелочь и НИКОГДА НИ В ЧЕМ не упрекайте.
На сегодня, на этом давайте закончим. Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий