среда, 18 декабря 2013 г.

Магическое заклинание



- Почему никто не соизволил вымыть посуду?
- Когда ты, наконец, разберешь бардак в своей комнате? Тебе не стыдно, ты же девушка?
- Не ори, ты что тут, самый умный? Я тоже устала за день! Ты пришел раньше, что-то я не вижу готового ужина!
- Когда ты возьмешься за ум, сколько можно, меня достали твои семерки! Тебе поступать, или ты дворником хочешь быть?

Все начинают кричать, раздражаться, «заражая» друг друга, а потом расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью.
Ну, и чего я добилась? Посуда, по-прежнему лежит в мойке, собака заглядывает в глаза, намекая, что пора бы погулять, убирать, естественно, никто и не думает. Зато все обижены друг на друга.

А если по-другому?

Конечно, я холерик, мне трудно бывает сдержать свои эмоции, но тут нужно помнить о конечном результате.
- Народ, я так устала, сегодня был безумный день. Меня ужасно  раздражает, когда я вижу, что нужно отпахать еще одну смену дома. Смотрите, посуда не вымыта, собака не выгуляна, в квартире грязь, ужина нет. Это неправильно. Я знаю, вы все тоже работаете, и времени у всех в обрез. Но так хочется справедливости. Если мы дружно возьмемся, то всю эту бытовуху разберем за полчаса. И тогда все дела будут сделаны, и у каждого из нас останется время, которое мы сможем уделить отдыху.

Что изменилось?
  1. Я никого не обвиняю, говорю только о своих мыслях и чувствах.
  2. Голос выражает мою усталость и отчаяние. Я говорю искренне, и меня начинают жалеть и признавать мою правоту.
  3. Перечисляю факты (посуда, ужин, грязь, собака).
  4. Высказываю понимание других (ведь, и правда, все устали). Но, если я понимаю других, то и мои домочадцы стремятся понять меня.
  5. Предлагаю конкретный план для того, чтобы изменить ситуацию.
  6. Описываю результат.

Теперь  все согласны, что да, действительно несправедливо, и каждый быстренько «урывает» себе то дело, которое ему сделать проще всего. Сын бежит гулять с собакой, дочь занимается уборкой, муж моет посуду, я готовлю. Заодно, болтаю с мужем, рассказывая о дневных событиях. В семье мир и спокойствие.

Я использовала так называемое «Я – сообщение». Правила его использования в нумерованном списке. Эти правила нужно обязательно соблюдать. Сначала, придется прилагать усилия, чтобы сформулировать подобное сообщение. В этом тоже есть плюс. Пока сформулируете, ваши эмоции будут уже под вашим контролем. Со временем этот способ общения станет для вас привычным и обыденным.

Внимание, важно!!!!
  1. Манипуляции запрещены!!! Например, «мне ничего не остается, как уволиться с работы, потому что я не могу вкалывать как лошадь» - это манипуляция. Умные люди об этом сразу же вам скажут. И, поверьте, никогда не будут делать то, что вы хотите. Уважайте окружающих!
  2. Нельзя начинать с «я», заканчивать на «ты». «Меня раздражает, что вы ничего не делаете» - неправильная формулировка. Звучит обвинение, которое вызывает защитную реакцию, и ведет к ссоре.
  3. Не бойтесь выражать ваши истинные чувства. Чем сильнее волнует вас ситуация, тем лучше должно быть описано то, что вы в действительности чувствуете.

Если в ответ на ваше «Я – сообщение» собеседник отвечает своим «Я – сообщением» - это приглашение к конструктивному диалогу. Другие тоже хотят, чтобы их услышали.
Как там говорили в фильме «Доживем до понедельника»?
«Счастье – это когда тебя понимают!»

4 комментария:

  1. Согласна на 100%! Оценка ситуации дает повод и наталкивает на анализ ситуации, а вот оценка человека ничего кроме раздражения и негатива не дает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто иногда бывает очень трудно удержать свои эмоции "в узде". Но если приложить усилия, то результат не заставит себя ждать

      Удалить
  2. Спасибо вам за статью! всё верно написано! Кстати, а для вас я хочу посоветовать ещё один интересный сайт http://viva.ua/

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за хорошую статью! Отличный у вас сайт, мне ещё нравится - http://edinstvennaya.ua/

    ОтветитьУдалить